«ЗДОРОВЫЙ ДОШКОЛЬНИК – ЗДОРОВОЕ БУДУЩЕЕ!»
На протяжении веков люди
искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике
питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А
панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой
минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания -
именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой
человек поднимается всю жизнь.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом
образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с
негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения.
Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее
развитие ребенка дошкольника от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас
выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; формирование
позитивного отношения к здоровому образу жизни. Кроме этого, в соответствии с
ФГОС дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать образовательную
область "Физическое развитие” основной общеобразовательной программы
дошкольного образования. Содержание данной образовательной области направлено в
том числе и на формирование представлений о здоровом образе жизни.
Одной
из главных задач нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение
его здоровья. Коллектив педагогов постоянно работает над проблемами
повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был
накоплен немалый опыт по данному направлению. Поэтому мы
ставим задачу организации здоровьеориентированной
деятельности в ДОУ путем теоретического обоснования и практического
применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у
дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей,
включающей адекватные технологии развития и воспитания.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И
ПЕДАГОГОВ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
Одной из главных задач детского сада является
усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми
и процессом воспитания ребенка в семье.
Разумные поручения, задания и т. п., которые
дошкольники должны выполнять дома (но не повторять, не копировать, что делалось
в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности
детей и активизацию взрослых членов семьи.
Неповторимая эмоциональная атмосфера
семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых
разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на
впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.
Очень важными для формирования личности
ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы
и взаимоуважения между ними, умение родителей организовывать содержательную
жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное
общение взрослых и детей.
Содержание работы детского сада с семьей
должны быть тесно связано с содержанием воспитательно-образовательной работы с
детьми.
Правильно воспитывать
здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования
детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня,
двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических
процедур, развития двигательных навыков.
В ДОУ созданы все условия для
приобщения детей и родителей к здоровому образу жизни..
В детском саду функционируют физкультурный зал,
физкультурная площадка на территории ДОУ, музыкальный зал. Для развития
физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитания
потребности в самостоятельной деятельности в каждой группе оборудованы
физкультурные уголки. В них есть все необходимое физкультурное оборудование:
физкультурное оборудование для развития основных видов движения, атрибуты
для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, для
индивидуальной профилактической работы с детьми.
В дошкольных группах детского сада созданы «Уголки здоровья». Дети
самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и
навыки по формированию своего здоровья.
В систему работы с детьми входит активное использование технологии
обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности
ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается
родителями дома. Формы организации деятельности с детьми: игры,
игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение
художественной литературы, рисование.
Начиная со 1-й младшей группы, проводится работа по здоровому образу
жизни, в ходе которой детям даются представления о индивидуальности
человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных
органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того,
какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.
Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия, на
которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время
физкультурных занятий дети знакомятся с комплексом упражнений «Здоровый
ребенок», целью которого является профилактика простудных заболеваний,
плоскостопия и нарушений осанки. Активно используется музыкальное
сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр
физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям,
укреплению своего здоровья.
На музыкальных
занятиях дети изучают не только элементы классического танца, танцевальные
движения и этюды, но и упражнения на развитие пластики своего тела.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания
детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание
классической музыки. После дневного отдыха проводится гимнастика в сочетании
с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для
снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление:
минутки шалости, радости, минутки музыко и смехотеропии, сказкотерапии.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания.
Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное
развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к
заболеваниям. В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы
рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность,
разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов
питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно
включаются в меню фрукты, соки, молоко. Для профилактики острых
респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок.
Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов
районной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской
сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится
культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в
здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные
формы работы. Такие, как информационные бюллетени, рекламные буклеты,
тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки
здоровья, проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские
собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, физкультурные
семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в
ДОУ.