Официальный сайт МБДОУ «Детский сад № 6»  МО Староминский район

ПОИСК по САЙТУ
НАШ ЛОГОТИП

МЕНЮ САЙТА
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

Единый федеральный телефон доверия-детям

ПОРТАЛ ОБР. УСЛУГ

Портал образовательных услуг


......
редактируется
Главная » Статьи » Консультации учителя-логопеда

МАЛЫШ ПЛОХО ГОВОРИТ: ТАКТИКА РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

В последнее время все более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам еще практически не говорят. Это свидетельствует об искажении нормального хода развития языковой особенности, о нарушении механизмов формирования языковых ориентировок и чувства языка.     В этом случае консультация логопеда неизбежна.

     Задачи данного этапа работы по развитию языковой способности предусматривают формирование языковой установки, комплексных фонетико-синтаксических, фонетико-семантических и семантико-синтаксических ориентировок по подражанию и образцу.

     Перечислим основные требования к организации специальных занятий по развитию языковой способности:

*        демонстрация педагогом образцов предметных и коммуникативных действий;

*        комментирование событий и отражение в опережающей речи основных принципов языковых сообщений;

*        замедленный темп всех высказываний, обращенных к ребенку, с увеличением пауз между словами и повторов образца (2-3 раза) с выделением ударного слога и логического ударения во фразе.

     Формированию языковой установки, слухозрительного сосредоточения неговорящего ребенка на речи (в том числе голосе, губах и артикуляции) взрослого способствуют спокойные и доброжелательные отношения между взрослыми и детьми, вхождение воспитанников в ритм жизни группы.

     Условиями для этого выступают четкое соблюдение режима дня; ровное и доброжелательное отношение педагогов; вовлечение детей в интересную для них деятельность; специально создаваемые коммуникативные ситуации и подвижные, музыкальные и музыкально-ритмические игры, связанные с эмоциональным заражением детей друг от друга, улавливанием общего ритма движений; включение негромкой музыки в процессе осуществления режимных моментов и свободной деятельности детей.

     Формированию навыков коммуникативной ориентировки способствуют следующие действия.

·         Игры на развитие подражания речевым и предметным действиям (сопряженное и отраженное проговаривание текстов народных потешек, драматизации детских песенок и стихов; выполнение поручений в парах («Налейте воду – вылейте воду. Теперь ты – налей, а ты - вылей»), осуществление предметных действий по подражанию взрослому и соотнесение их с действиями ровесника).

·         Моделирование микроситуации («Покажи, как помочь тете Рае. Надо убрать посуду»; «Покажи, как пожалеешь Яну» и т. д.).

·         Разыгрывание проблемной ситуации с заданным сюжетом («Илюша плачет. Что будем делать? Покажи» и т. д.).

·         Оценка коммуникативных действий детей в виде правил: «Девочкам надо уступать», «Нельзя никого обижать»; оценок состояний: «Ему больно – надо помочь», «Ты хочешь конфету. И Таня хочет конфету. У меня много конфет. Дам тому, кто хочет. Кому дать?»; оценок-предвосхищений: «Юля добрая девочка. Она сейчас поможет тебе включить воду. Юля, помоги Саше! Саша обрадуется и скажет: "Спасибо!"»

     Основу для речевого подражания составляет моделирование микроситуаций  («Я покажу несколько картинок, а вы покажите (изображать с помощью действий. пантомимы),  что на них происходит»). Для этого детям читается сказка, а при показе иллюстраций к ней они осуществляют ряд последовательных действий. Затем разыгрываются проблемные ситуации («Шишка упала на мишку. У мишки на лбу шишка. Какая: настоящая или синяк?»; «Разбилась чашка. Зайчиха будет ругаться. Что делать зайчонку?»). как только дети могут взять на себя роль одного героя, их учат переключаться на позицию другого героя («Что скажет в ответ зайчиха?»), ориентируясь на собственный эмоциональный и коммуникативный опыт.

     После освоения предметных и коммуникативных действий дети учатся осознавать их цель, соотносить ее с результатом (получилось или нет), выделять средства ее осуществления (обращение за помощью к взрослому, выражение своих желаний через интонацию, звукоподражание, лепетные слова и т. д.). Ребенок осознает себя субъектом собственных действий, способным влиять на поступки других людей. Главная проблема теперь состоит в необходимости формирования языковой установки, т. е. осознания ребенком ограниченности применяемых им средств общения. Педагог вызывает слухозрительное сосредоточение на своей речи и стимулирует попытки детей подражать артикуляции взрослого. Это достигается благодаря использованию следующих приемов:

*        создания «проблемной ситуации», для решения которой необходимо речевое подражание взрослому, т. е. последний делает вид, что не понимает ребенка и просит сказать, что ему нужно;

*        привлечения внимания к губам (с помощью указательного жеста) и мимике говорящего;

*        демонстрации «ожидания» речевой активности со стороны ребенка;

*        ответа за малыша в случае отсутствия его речевой активности (от лица ребенка);

*        демонстрации того, что взрослый понял высказывание ребенка (кивком головы или полной расшифровкой высказывания, ориентируясь на ситуацию), если тот не в состоянии произнести фразу или слово;

*        постоянного комментирования в речи происходящих вокруг ребенка событий (фраза простая, с часто повторяющимися словами), повторения за ним и обыгрывания его звуковых реакций (путем наращивания звуков до слогов или отдельных слов).

     В последующем ориентировка на партнера взаимодействия переносится на сверстника. Индивидуальные занятия проводятся с парами детей, один из которых принадлежит к сильной подгруппе по уровню развития речи, другой-к слабой. Обычно ребенок, занимающий лидирующую позицию (когда находился в роли «маленького воспитателя» или «учителя»), более связно и четко выражает свои намерения, мысли, желания. Ребенок с выраженным речевым нарушением тянется за лучше говорящим сверстником.

     Подгрупповые занятия (2-3 человека) организуются на материале игр, требующих взаимозависимости действий («Соберите вместе один домик», «Оденьте вместе одну куклу» и т. д.). Высказывания, обращенные к взрослому, педагог «переадресовывает» сверстнику («Попроси», «Узнай», «Спроси» и др.) При этом воспитателем создаются проблемные ситуации, в которых ребенок оказывается в состоянии нужды или беспомощности, вынужден обратиться за помощью к ровеснику (не хватило пластилина; забыл, куда поставил машинку; не получается надеть шапку и т. д.). Тогда дети обращают внимание не на изолированное слово в инструкции взрослого, а на фразу-образец; переходят с ситуативной ориентировки на ориентировку по подражанию и образцу.

Категория: Консультации учителя-логопеда | Добавил: metodist6 (23.12.2013)
Просмотров: 571 | Рейтинг: 3.6/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
2024 ГОД СЕМЬИ
2024-ГОД СЕМЬИ
(нажми на логотип)

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
(нажми на логотип)
ФОРМА ВХОДА
ПОЛЕЗНЫЕ САЙТЫ
 Министерство просвещения Российской Федерации  Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Министерство образования и науки КК

Управление образования Староминского района

НАШИ ДРУЗЬЯ
АРХИВ ЗАПИСЕЙ


НАШ ОПРОС
Оцените наш сайт
Всего ответов: 80

СТАТИСТИКА САЙТА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

353600, Российская Федерация, Краснодарский край, ст. Староминская, ул. Трудовая 121 

  
© 2015 www. mbdou6-kolosok.ucoz.ru  

Все права защищены. Использование материалов представленных на сайте возможно при наличии ссылки mbdou6-kolosok.ucoz.ru/