Главная » Описание адаптированной основной образовательной программы ДОО
Наименование образовательной программы Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6» муниципального образования Староминский район
Нормативный срок обучения
2
календарных года
Электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии при реализации образовательной программы
не используются Описание
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №
6» муниципального образования Староминский район Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 6» муниципального образования Староминский район
(далее – Программа) разработана в соответствии
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 (в редакции приказов Министерства
просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 года № 31, 8 ноября 2022
года № 955) (далее - ФГОС ДО), федеральной адаптированной образовательной
программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 ноября 2022 года № 1022. Федеральная
адаптированная образовательная программа дошкольного образования является
основополагающим документом Программы. Содержание и планируемые результаты (целевые ориентиры), разработанные муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением
«Детский сад № 6» муниципального образования Староминский район (далее – ДОО) Программы для обучающихся дошкольного
возраста с тяжелыми нарушениями речи, соответствуют содержанию и планируемым результатам федеральной адаптированной образовательной
программы дошкольного образования. Цели и задачи реализации Программы соответствуют целям и задачам федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного
образования. Целью Программы является обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося
дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющего тяжелые
нарушения речи, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на
получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие
способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов. Цель Программы достигается
через решение следующих задач: реализация содержания Программы; коррекция недостатков психофизического развития обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи; охрана и укрепление физического и психического здоровья
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, в том числе их эмоционального
благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с тяжелыми нарушениями речи в период дошкольного образования независимо
от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей
и творческого потенциала каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи как
субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми; объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества; формирование общей культуры личности обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи; обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей
(законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,
образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного и начального общего образования.
Содержание Программы обеспечивает физическое и психическое развитие
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в различных видах деятельности,
охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления
обучения и воспитания детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Программа состоит из двух частей:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований ФГОС ДО. Обязательная часть
Программы разработана в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного
образования. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, парциальной Программы «Ладушки» по музыкальному воспитанию детей дошкольного
возраста, И. Каплунова, И. Новоскольцева,
Издание второе, дополненное и переработанное, рекомендовано Комитетом по
образованию г. Санкт-Петербург, 2015 г. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: включение воспитанников в процесс
ознакомления с Краснодарским краем, региональными особенностями своей малой
родины (района, станицы), формирование у дошкольников целостной картины мира на
основе представлений о социальной действительности своей малой родины,
Краснодарского края, на воспитание патриотических чувств, любви к родному краю,
Родине; эффективное осуществление комплексного всестороннего
музыкального воспитания и развития ребенка: от восприятия музыки к ее
исполнению доступными дошкольнику средствами и к творчеству. Программа включает в себя учебно-методическую документацию, в
состав которой входят программа коррекционно-развивающей работы, рабочая программа
воспитания, режим дня дошкольных групп, календарный план воспитательной работы
и иные компоненты. Программа предназначена для работы
с обучающимися с тяжелыми нарушениями речи от 5 лет до 8 лет и
реализуется в группах компенсирующей направленности. Содержание Программы обеспечивает
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. Программа коррекционно-развивающей
работы ДОО обеспечивает: выявление особых образовательных
потребностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, обусловленных
недостатками в их психофизическом и речевом развитии; осуществление
индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с
тяжелыми нарушениями речи с учетом их психофизического, речевого развития,
индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии; возможность освоения детьми с
тяжелыми нарушениями речи Программы. Задачами программы коррекционно-развивающей
работы являются:
определение особых
образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,
обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения; коррекция речевых нарушений на
основе координации педагогических, психологических и медицинских средств
воздействия; оказание родителям (законным представителям)
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи консультативной и методической помощи
по особенностям развития обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и направлениям
коррекционного воздействия. Рабочая
программа воспитания, являющаяся компонентом Программы, разработана в
соответствии с федеральной адаптированной образовательной
программой дошкольного образования в целях личностного развития каждого
ребенка с учетом его индивидуальности и создания условий для позитивной социализации детей на основе базовых ценностей
российского общества, предполагающих: формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям,
себе; овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения; приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
В соответствии с Федеральным календарным планом воспитательной работы, рабочей программой
воспитания разработан календарный
план воспитательной работы ДОО. Проведение мероприятий календарного плана
воспитательной работы ДОО запланировано с учетом особенностей Программы, а
также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей
обучающихся.
Приложение |